Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день вопросы финансирования бюджетных дефицитов становятся чрезвычайно важными, ведь разбалансированность бюджета негативно влияет на все сферы общественного благосостояния и способствует углублению финансовой нестабильности, а в условиях глобализации экономического развития и интернационализации мирохозяйственных связей бюджетный дефицит является фактором повышения риска экономической деятельности, несёт потенциальный риск монетизации и дефолта.
Необходимым условием жизнеспособности самоуправления на местном уровне является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его реализации. Местное самоуправление без него, эффективное местное самоуправление невозможно. Неслучайно значительное место в финансово-экономической базе местного самоуправления отводится международно-правовым актам и российскому законодательству.
Деятельность в области экономики местного самоуправления, управления экономическими ресурсами и хозяйственными процессами на территории является важной составляющей муниципальной деятельности. Это использование экономических ресурсов территории, что позволяет населению предоставлять все виды коммунальных услуг. Реформа местного самоуправления является ключевым моментом современных преобразований в муниципальных финансах.
Основными целями реформы являются обеспечение на практике независимости и экономических интересов местных органов власти и их ответственности перед людьми за результаты своей деятельности.
Несмотря на то, что финансовая наука имеет широкий спектр методологических разработок в области оценки эффективности бюджетных расходов, внедрение программно-ориентированных принципов организации деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, полное применение всех бюджетных стандартов В среднесрочном бюджетном планировании, муниципальном) финансовом контроле и развитии внутреннего контроля, совершенствовании системы государственных (муниципальных) закупок - требуется разработка новых научных подходов к оценке эффективности проектных бюджетных расходов.
Таким образом, крайне актуально и актуально в современных экономических условиях провести исследование, позволяющее не только обобщить и провести сравнительный анализ существующих предложений и разработок, но и сформулировать новые подходы к разработке оценки эффективности расходного бюджета. с учетом особенностей их реализации на муниципальном уровне.
Вопрос сбалансирования государственного и местных бюджетов рассматриваются в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди отечественных исследователей следует выделить Ю. Бескид, В. Зайчикова, Ф. Ярошенко, Н. Кравчук и др.
Среди западных ученых особого внимания заслуживают работы Дж. Кейнса, А. Лернера, А. Алесины, А. Смита, Дж. Крейга, Я. Корнаи, Дж. Сакса и др..
Теоретическим основам дефицита бюджета посвятили свои научные работы ученые-экономисты ─ В. Андрущенко, В. Федосов, С. Юрий, А. Мороз, Т. Вахненко и многие другие.
Среди российских специалистов можно выделить исследования Д. Боголепова, М. Соболева, А. Александрова, В. Лаврова, Н. Любимова, А. Скачко т.п.
Однако, принимая во внимание сложность и неоднозначность такого экономического явления как дефицит бюджета, далеко не все вопросы являются решенными и требуют своего дальнейшего рассмотрения.
Целью данной работы является изучение особенностей местных налогов в Российской Федерации: их роли в формировании доходной части муниципального бюджета.
Предметом исследования в данной работе выступают принципы формирования доходной части муниципального бюджета.
Объектом исследования являются местные бюджеты России, в частности его составляющие.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
− изучить теоретические аспекты формирования местных бюджетов;
− рассмотреть финансовые ресурсы местных бюджетов;
− провести анализ динамики бюджетного дефицита регионов в России;
− определить действенные методы по оптимизации межбюджетных трансфертов.
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
1.1. Роль и сущность местного бюджета в социально-экономическом развитии муниципального образования
Местными бюджетами являются бюджеты муниципалитетов - административно-территориальные образования (административные округа, города, города).
Бюджет муниципалитета является формой образования и расходования средств, предназначенных для выполнения задач и функций, связанных с субъектами местного самоуправления.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Чтобы понять какие функции выполняют местные бюджеты обратимся к рисунку 1.1.
Рисунок 1.1 - Экономическая сущность местных бюджетов
В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов. Бюджеты муниципальных образований являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации о местном самоуправлении.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов характеризуется следующим:
- концентрация финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для осуществления своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью» (статья 130). И далее в Конституции говорится: «Местные органы власти самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формулируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, поддерживают общественный порядок и решают другие вопросы местного значения».
- Основная роль местных бюджетов заключается в создании финансовой базы. Формирование бюджетов муниципалитетов, концентрация в них денежных ресурсов позволяют муниципалитетам в полной мере продемонстрировать свою финансово-экономическую самостоятельность в расходах средств на социально-экономическое развитие муниципалитетов.
Местные бюджеты позволяют муниципальным органам власти обеспечивать планомерное развитие учебных заведений для оказания медицинских услуг, жилья и дорожного хозяйства. С помощью местных бюджетов уровни экономического и социального развития территорий согласованы.
С этой целью разрабатываются и реализуются региональные программы экономического и социального развития муниципалитетов, направленные на благоустройство сел и городов, развитие сети дорог, возрождение памятников культуры, при необходимости, с использованием межправительственных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс ] // www.consultant.ru
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ [Электронный ресурс ] // www.consultant.ru
3. Научно-практический комментарий к Бюджетному кодексу [Электронный ресурс ] // www.consultant.ru
4. Научно-практический комментарий к Налоговому кодексу [Электронный ресурс ] // www.consultant.ru
5. Баклаева Н.М. Системные противоречия межбюджетных отношений // Финансы и кредит. - 2020. - № 31 (751). - С.1862-1877.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации РФ 17.07.1998. (ред. от 30.09.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 418 с.
8. Теркина О.В., Спивакова Е.А. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений в РФ // Территория науки. - 2021. - №3. - С. 90-93.
9. Алпатова Э.С., Гимадиева Л.Р. Регулирование межбюджетных отношений в России в современных условиях: проблемы и противоречия // Региональная экономика: теория и практика. - 2020. - № 45. - С. 1726.
10. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]: Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=119695&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz4xeTu4q 6p (дата обращения: 28.04.2021).
11. Алпатова Э.С., Гимадиева Л.Р. Регулирование межбюджетных отношений в России в современных условиях: проблемы и противоречия // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - №45 (420). - С.17-26.
12. РФБогдан Т.П. Управление государственным долгом и макрофинансовые риски в экономике России // Финансы РФ. 2021. № 1. С. 13 – 23.
13. В. П. Кодацкий. Снижение бюджетного дефицита в условиях рынка // Экономика, финансы, право. 2020. №6. С. 16 – 18.
14. Вахненко Т. П. Перспективные направления политики государственных заимствований // Экономика и прогнозирование. 2021. № 1. С. 65 – 76.
15. Колесник О. Управление бюджетным дефицитом // Мир финансов. 2020. №3–4.
16. Кудряшов В. Финансирование дефицита государственного бюджета / В. Кудряшов // Экономика РФ. 2021. №4. С.57.
17. Машко А.И. Бюджетный дефицит –инфляция // Экономика РФ. 2021. №4. С.57.
18. Павлюк С.М. Основные задания финансовой науки в контексте уменшения бюджетного дефицита // Наука и экономика. Научно-теоретический журнал Хмельницкого экономического университета. 2020. №4(20). С. 45.
19. Сова О. Ю. Проблема дефицитности государственного бюджета// Финансы РФ. 2018. №5. С. 34–42.
20. Чвалюк А. М. Государственные заимствования как основная форма финансирования государственного бюджета // Российское право. 2018. № 1. С.67-70.
21. Ярошенко Ф.О. Бюджетные дефициты как инструмент посткризисного восстановления мировой экономик // Финансы россии. 2017. № 9. С. 3–13.
22. Ильина Н.О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации за период 2016-2019 гг. // Политика, экономика и инновации. 2020. № 1(3). С.1–5.
23. Хамалинский И.В. Государственныц долг Российской Федерации: совеременное состояние // Вестник МИЭП. 2021. № 1(26). С. 32–45.
24. Карандин Д.Ю. Государственный внешний долг как источник покрытия дефицита бюджета Российской Федерации // Вестник университета. 2021. № 1. С. 118–124.
25. Теблоева И.Б., Бибоев Р.Х. Основные проблемы организации и исполнения федерального бюджета по доходам в Российской Федерации // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA.Экономика. 2021. № 2. С. 3– 7.
26. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2021-2023 гг. Министерство финансов Российской Федерации.2021.65 с.
27. Неводова И.А. Государственный долг Российской Федерации // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки».2021. № 1. С.1– 7.
28. Соколов И. Федеральный бюджет на 2021-2023 гг. // Экономической развитие России. 2020. № 11. С. 1– 8.
29. Фурсова С.Д., Разыграева М.Г., Тарамзян Д.А. Государственный внутренний долг Российской Федерации, его структура и динамика // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA. Управление. 2017. № 6. С. 1–4.
30. М.А. Абрамова, С.Е. Дубова, Е.А. Звонова и др. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 г. и период 2022 и 2023 гг.: мнение экспертов // Экономика.Налоги.Право. 2021. №1. С. 6–19.
31. Оптимальные подходы государств - членов ОЭСР к обеспечению прозрачности государственного бюджета. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: www.oecd.org
32. Основные направления бюджетной политики на 2022 - 2023 годы [Электронный ресурс ] // www.minfin.ru
33. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2021-2023 гг. [Электронный ресурс ] // www.minfin.ru
34. Официальный портал Министерства Финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru.
35. Официальный портал Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.